irina (margarita_nik) wrote,
irina
margarita_nik

Categories:

Всем прощаю: нынешний кризис ведет к массовому списанию долгов

Нам бы кто всё простил..

Развивающиеся страны претендуют на помощь в размере более $2 трлн

Международный валютный фонд и группа крупнейших экономик мира G20 одновременно приняли решение отсрочить выплату долгов для нескольких десятков бедных стран. МВФ предусмотрел отсрочку платежей общей суммой более миллиарда долларов, кредиторы-государства — более $20 млрд. Обоснованием стали экстремальные условия в мировой экономике, вызванные эпидемией коронавируса. Между тем представители развивающихся стран считают, что этого мало, а программу поддержки нужно было распространить и на некоторые государства со средним доходом. Подробности — в материале «Известий».


15 апреля МВФ объявил, что с 1 мая платежи 25 стран — преимущественно африканских, но в списках оказались также несколько наиболее бедных азиатских, включая Таджикистан, — будут приостановлены. Приостановка обеспечивается за счет средств фонда по сдерживанию и смягчению последствий катастроф. Средства фонда будут пополняться за счет добровольных взносов стран — участников МВФ, включая Великобританию, Японию и Китай.

Это только начало: по замыслу директора-распорядителя Кристалины Георгиевой, средства другого подотчетного МВФ траста, выполняющего задачи по снижению бедности в «третьем мире», должны быть увеличены до $17 млрд. В целом же ресурсы МВФ, которые потенциально можно выделить на кредитование (не только бедных стран), составляют триллион долларов. Кристалина Георгиева считает, что этого мало: финансирование срочных нужд развивающихся стран может потребовать «триллионы».

Сейчас МВФ рассматривает вариант дополнительного выпуска специальных прав заимствования (СДР), особой денежной единицы фонда, привязанной к корзине основных валют. Последний раз такая массовая эмиссия производилась после финансового кризиса конца 2000-х: общий объем выпущенных в 2009 году СДР составил $283 млрд. Однако у повторения этого шага сейчас есть явные противники. В частности, скептически относится к идее экстренного финансирования развивающихся стран администрация Дональда Трампа в США. Учитывая роль и значение американцев для эффективной работы МВФ, перспективы новой эмиссии СДР представляются сомнительными.

Американцы точно так же со скепсисом отнеслись к решению группы G20, аналогично приостановившей выплату долгов беднейших стран на сумму более чем в $20 млрд. Свыше $12 млрд будут рефинансированы или отложены в рамках двусторонних правительственных кредитов, еще 8 млрд составят банковские долги. Список подлежащих временному прощению долгов стран даже более обширный, чем в случае с МВФ, — в нем находится 76 стран, также в числе самых бедных.

Интересно, что главными сторонниками совместного действия по облегчению долгового бремени были страны Европы, включая Германию и Францию. В то же время сложно оказалось уговорить не только США, но и Китай. Последний является крупнейшим кредитором беднейших государств мира. Китайцы готовы прощать или реструктурировать задолженность стран третьего мира, но, как правило, на двусторонней основе. Кроме того, они хотели бы разобраться в каждом отдельном случае.

Основным аргументом в пользу облегчения долгового бремени наиболее бедных стран мира является их особенная уязвимость в условиях эпидемии. Хотя эффект коронавируса как такового пока выглядит для Африки и наиболее слаборазвитых стран Азии и Нового Света сравнительно небольшим по числу как заражений, так и жертв (но всегда нужно помнить о малом количестве тестов и недостаточной достоверности медицинской статистики в таких государствах). Однако ущерб от мировой рецессии может быть для них сокрушительным. По оценке Всемирного банка, страны Африки южнее Сахары столкнутся с первой всеобщей рецессией с начала века. ВВП упадет на 5%, а число рабочих мест может сократиться на 20 млн.

В условиях кризиса сильнее всего страдают государства с недиверсифицированной экономикой, основой экспорта которых является сырье — на него цены падают сильнее всего. Это точно относится к большинству беднейших стран Африки, Азии и Америки. Если более стабильные развивающиеся страны могут пережить даже очень тяжелый кризис за счет накопленного во времена роста «жирка», то мировые аутсайдеры почти всегда не имеют почти ничего, кроме долгов, а бедность населения грозит превратить любую рецессию в социальный взрыв.

Сторонники более осторожного подхода напоминают, что в начале 2000-х годов уже имело место массовое прощение долгов африканским и другим бедным странам. В нем принимала участие и Россия, за последние десятилетия простившая только Африке $20 млрд (в числе должников, кстати, были и относительно благополучные государства, например богатая нефтью Ангола). Эффект оказался неоднозначным: освобожденные от долгового бремени средства часто оказывались так или иначе потеряны в результате коррупции или просто неэффективного управления. С другой стороны, многие страны именно в этот период начали выбираться из хронической нищеты. Экономический рост в Африке южнее Сахары в 2010-е был самым быстрым с момента начала деколонизации. Вопрос лишь в том, насколько тому помогло именно списание долгов.

Но это не значит, что сработает «эффект домино», который зацепит российские организации
Как бы то ни было, но многие эксперты недоумевают, почему план поддержки в этих экстремальных условиях касается только беднейших стран. Государства со средним доходом являются столь же уязвимыми к кризису, считают бывшие президенты Бразилии, Колумбии, Мексики и Чили, призвавшие МВФ и Всемирный банк немедленно увеличить финансовую помощь странам Латинской Америки и Карибского бассейна. Дело в том, что если богатые государства способны смягчить кризис за счет количественного смягчения (читай: печатания денег), а скажем, Россия, Китай и некоторые другие имеют мощную подушку безопасности, то другие «середняки» лишены всех этих опций. Они не могут просто увеличить денежную массу из-за риска инфляции и обвала валютного курса, не обладают солидными финансовыми резервами, а пойти на открытый рынок заимствований в нынешних условиях им попросту не по карману.

В целом агентство ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) призывает выделить на поддержку развивающихся стран $2,5 трлн. Учитывая нынешнюю позицию США и некоторых других стран, а также ослабление международных финансовых институтов вроде МВФ (в том числе и за счет растраты их репутации в 1990–2000-е годы), крайне сомнительно, что реально выделена будет хотя бы половина этой суммы. В целом в мире сейчас царит настрой на то, что спасение утопающих — дело рук самих утопающих. В этих условиях государства начинают апеллировать к кредиторам в частном порядке.

Так, Аргентина на этой неделе предложила инвесторам реструктурировать свой долг на условиях снижения выплаты процентов на 62%. По сути, речь идет о списании долга на $38 млрд. Кредиторы оказались прохладны к этому предложению, хотя призывы скостить долги в очередной раз находящейся на грани дефолта южноамериканской державе раздаются в том числе и от руководства МВФ.

Если нынешний экономический кризис затянется, то таких инициатив будет всё больше. В опасной зоне далеко не только Аргентина, но и многие другие страны, отнюдь не относящиеся к беднейшим, — например,Турция и даже Италия. Не исключено, что практику массового прощения долгов, о которой сейчас часто говорят эксперты, имея в виду задолженность граждан и малого бизнеса в разных странах, придется перенести и на международный уровень. Альтернативой в таком случае будет волна национальных дефолтов, не имеющих прецедента в новейшей истории.
источник
Tags: аналитика, бизнес, денюжки, интересные факты, коронавирус, общество, пандемия, расследования, страны и люди, экономика
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo margarita_nik august 20, 2018 10:59 7
Buy for 20 tokens
Для тех, кто интересуется этой темой)
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments