irina (margarita_nik) wrote,
irina
margarita_nik

Category:

Владимир Путин решил доработать Россию конституционными изменениями и Михаилом Мишустиным

Интересная аналитика..
Послание президента Владимира Путина, в котором ожидались главными новостями меры демографической поддержки, завершилось объявлением реформы системы власти в РФ — отказом от «суперпрезидентской» власти и созданием президентско-парламентской республики с новыми полномочиями Госсовета. Дальнейшие события будут, видимо, определяться реакцией существующей политической системы на неожиданные идеи Владимира Путина. Нет оснований полагать, что Владимир Путин заранее их обсуждал с другими игроками, как и нет оснований полагать, что все дальше шло по плану — правительство премьер-министра Дмитрия Медведева уже через час перестало существовать. Следующий ход президент сделал уже в тот же день. В четверг, 16 января, Госдума должна утвердить главу нового правительства, руководителя Федеральной налоговой службы Михаила Мишустина — значительная часть «цифровизации» власти в последние годы ассоциируется с ним.


Общее содержание президентского послания Владимира Путина Федеральному собранию было в общих чертах известно накануне — речь должна была идти о новых демографических мерах правительства сверх нацпроектов и о мерах по поддержке инвестиций. Здесь неожиданностей не было, хотя фраза президента о том, что в 2021 году прирост ВВП должен превысить общемировой, а с 2024 года составить более 5%, могла бы насторожить: прогнозы действующего расширенного правительства вполне обоснованно ниже. В экономической части совсем радикальных новаций Владимир Путин не предложил, а от изменения Конституции РФ 1993 года отказался, предложив лишь ее коррекцию, не затрагивающую «фундаментальных основ», в шести пунктах. После изложения президентом пятого пункта присутствующие явно перестали понимать, что в Конституции является «фундаментальными основами»:

Владимир Путин предложил де-факто изменить базовую конструкцию формирования исполнительной власти в стране и превратить Российскую Федерацию из так называемой суперпрезидентской республики 1993 года в президентско-парламентскую республику.
За границами чисто правовой логики, в режиме чистого прагматизма, резюмировать предложения/указания Владимира Путина можно так. Премьер-министра, вице-премьеров и несиловых федеральных министров в России (это, собственно, и есть правительство РФ) выбирать и утверждать в будущем будет Госдума — нижняя палата парламента. У президента остаются лишь права лишить их своего поста. Силовых министров президент назначает «по итогам консультаций» с Советом федерации (СФ) — верхней палатой парламента, в консультациях с ним (статус «консультаций» пока неочевиден) назначаются региональные прокуроры, сам СФ по представлению президента отстраняет федеральных судей, судей Конституционного и Верховного судов, а КС, в свою очередь, получит право рассматривать конституционность любого нормативно-правового акта, в том числе по запросу президента, принятого парламентом.

На практике это означало, что в случае, если предложение Владимира Путина будет принято без возражений, премьер-министр и «гражданская» часть правительства России должны назначаться Госдумой. В этой части, упрощенно, «гражданская половина» республиканской власти в РФ становится «парламентской», «военная» (президент также остается верховным главнокомандующим) — несколько менее «президентской», чем сейчас. Это крупнейшее изменение в структуре власти с 1993 года, видимо, никакие другие изменения с ним по масштабам несравнимы.

Неизвестно, согласовывалась ли эта позиция с премьер-министром Дмитрием Медведевым, но он вряд ли был согласен.
По данным “Ъ”, господин Медведев в конце 2019 года был сторонником не менее радикальной, но другой реформы политической системы — слияния президентской власти и исполнительной, в этой схеме президент, как в США, является де-факто главой исполнительной власти. Сразу после оглашения послания и консультаций с президентом Дмитрий Медведев заявил, что правительство само уходит в отставку — Владимир Путин немедленно эту отставку, также на словах, принял.

Сразу после этого, по сведениям “Ъ”, было решено, что исполнять обязанности премьер-министра будет и. о. первого вице-премьера Антон Силуанов — то есть Дмитрий Медведев (ему предложен президентом пост заместителя председателя Совета безопасности, который Владимир Путин еще должен создать) в должности и. о. премьер-министра не остался — хотя п. 5 ст. 117 Конституции предполагает, что это происходит автоматически. Вышедший к вечеру указ президента означал, что именно Владимир Путин отправил правительство в отставку, а не Дмитрий Медведев и правительство подали в отставку сами: президент ссылался на п. «в» ст. 83 и п. 3 ст. 117 той же Конституции РФ, по которой он может распустить правительство без объяснений и мотиваций.

В четверг правительство должно было собраться на первое в новом году заседание, но пресс-служба Белого дома сообщила о его переносе — дата нового заседания не уточнялась. Ставшие исполняющими обязанности членов правительства чиновники должны были встретиться в госрезиденции «Горки-9», в которой проживает Дмитрий Медведев — эта резиденция остается за ним после его президентского срока и, согласно закону «О гарантиях президенту РФ», она предоставляется ему в пожизненное пользование. При этом и. о. премьер-министра был в среду назначен Дмитрий Медведев — и он же, как пояснили примерно в то же время источники в «Единой России», остается главой главной парламентской партии.

Мотивация Дмитрия Медведева, сразу заявившего, что цель его отставки — желание дать Владимиру Путину возможность «принимать все необходимые решения и в этих условиях», в общем безупречна. Не только инициированное Владимиром Путиным изменение основ работы исполнительной власти, но и другие его предложения делают политическую конструкцию совсем другой в сравнении с ситуацией 2000–2019 годов. Два других изменения, предложенных Владимиром Путиным, по сути, не менее важны — это создание «единой системы публичной власти» и изменение статуса Госсовета.

О первой идее “Ъ” писал 25 декабря: речь идет о включении муниципальной власти (местного самоуправления) в систему органов власти, видимо, укрупнении муниципалитетов, наделении их финансовыми полномочиями. Речь в данном случае может идти и о «огосударствлении» самоуправления, и о передаче ему большего объема полномочий — в этом случае политическая активность вокруг него усилится и изменится в качестве.

Вторая идея Владимира Путина еще более нестандартна, чем предыдущие. Из послания президента следует, что Госсовет РФ сейчас — не упомянутая в Конституции консультативно-совещательная ассамблея региональных руководителей, существовавшая в 1991–1993 годах и восстановленная в сентябре 2000 года указом президента, получит конституционный статус. Сейчас Госсовет — это структура, собирающаяся несколько раз в год, возглавляемая президентом и состоящая из глав исполнительной власти всех регионов, всех полпредов, руководства Госдумы и СФ, а также назначаемых президентом бывших губернаторов. Реальную значимость Госсовет приобрел в 2018 году при обсуждении новых нацпроектов, в ходе которого выполнял роль оппонента правительства, а особую роль в работе Госсовета де-факто начал играть мэр Москвы Сергей Собянин. По словам и. о. вице-премьера Виталия Мутко из его выступления в среду на Гайдаровском форуме, Госсовет будет частью исполнительной власти. Если структура Госсовета при его конституционном оформлении останется близкой к существующей, то речь, по сути, идет о создании «второго регионального правительства» — решения его будут иметь правовой статус в том числе для регионов.

Наконец, еще одно весьма важное изменение Владимир Путин предложил в сфере внешней политики РФ. В Конституции РФ должен появиться принцип ее приоритета перед международными договорами.
Отметим, согласно ст. 135 Конституции поменять его может лишь Конституционное собрание (которого пока нет и закона о формировании которого пока тоже нет) — глава 9 Конституции может поменять лишь оно, после того как три пятых состава Госдумы и СФ за это проголосуют. Хотя сам по себе «безусловный суверенитет» в рамках Конституции не так значим практически, как выглядит, по факту анонсировано крупнейшее изменение принципов внешней политики.

В общем, новое правительство будет работать в несколько другой стране, нежели сейчас,— как заявил в послании Владимир Путин, «перед Россией стоят прорывные исторические задачи», и цель в том числе обозначенных изменений — в их достижении. Однако подготовкой этих изменений будет сейчас заниматься в исполнительной власти уже не Дмитрий Медведев (отметим, под его руководством «Единая Россия» вполне в состоянии стать на следующих выборах правящей партией в очередной раз), а Михаил Мишустин — несогласия с кандидатурой президента фракции Госдумы в среду по крайней мере не выражали.

Выбор Михаила Мишустина как премьер-министра — очевидная попытка Владимира Путина масштабировать результаты крайне успешной «цифровой трансформации» ФНС в 2010–2019 годах, в ходе которой российская налоговая служба признается одной из наиболее передовых в мире, в масштабе исполнительной власти в РФ в целом. Пока неизвестны решительно никакие предложения господина Мишустина по структуре и персоналиям в новом правительстве. Впрочем, с большой вероятностью в Белом доме будут усилены позиции выходцев из Минфина, вряд ли Михаил Мишустин будет заинтересован в замене своего руководителя в ушедшем правительстве — Антона Силуанова. Вычислимые приоритеты правительства в этом плане — то же проектное управление и нацпроекты, цифровизация государственной службы и электронный бюджет, борьба с теневым сектором в экономике, а также социальное государство: большая часть демографических и экономических инициатив в послании Владимира Путина имеет происхождением предложения Антона Силуанова и и. о. вице-премьера Татьяны Голиковой (в послании также очевиден вклад идей помощника президента Андрея Белоусова, в демографии — Агентства стратегических инициатив, см. “Ъ” от 13 января).

Собеседники “Ъ” в крупных компаниях и банках в целом очень спокойно отнеслись к новостям о смене правительства, хотя все утверждают, что ничего не знали об этом. Такая реакция отчасти объясняется тем, что слухи о намеченных на начало года перестановках, как минимум на уровне вице-премьеров, ходили уже несколько месяцев. Но более распространенная причина — отсутствие ожиданий резких перемен. «Будет перегруппировка, но это не серьезное изменение политики»,— говорит один из собеседников “Ъ”. «Как работали, так и работаем. На нашем веку это далеко не первая отставка. А к отставкам всегда надо быть готовым»,— заявил “Ъ” замглавы Минкомсвязи Алексей Волин. Не ждут каких-либо перемен источники “Ъ”, знакомые с ситуацией в ЦБ, руководство регулятора во главе с Эльвирой Набиуллиной чувствует себя достаточно уверенно. Большинство источников “Ъ” ожидает, что ключевые для промышленных отраслей вице-премьеры Антон Силуанов и Дмитрий Козак сохранят свои посты. В то же время существуют ожидания, что кресла первого вице-премьера и главы Минфина, которые сейчас занимает господин Силуанов, будут разделены. Часть собеседников “Ъ” допускает уход Дмитрия Козака или сокращение сферы его полномочий с большим фокусом на отношения со странами СНГ.

Впрочем, само по себе назначение господина Мишустина на пост премьер-министра вряд ли предполагает, что все останется как есть или примерно как есть. Вероятно, идея Владимира Путина о правительстве РФ заключается в том, что именно такое назначение позволит надеяться на рост ВВП в 5% в год к 2024 году — особенно если «разовые» изменения будут поддержаны другими решениями в ближайшие месяцы. Идея с «полупрезидентской» республикой явно предполагает некоторую активизацию формальной политической активности внутри власти. Стоит также предположить, что референдум по изменению Конституции пройдет уже в ближайшие месяцы. Вопрос о переизбрании Госдумы менее очевиден. А вот в чем идея Владимира Путина о себе самом в будущей конструкции, события 15 января 2020 года удовлетворительного ответа не содержат.
Дмитрий Бутрин, Афанасий Сборов
источник

Дмитрий Медвдеев остался председателем «Единой России», заявил секретарь генерального совета правящей партии Андрей Турчак. По его словам, в уставе организации нет никаких запретов на совмещение должностей. Поэтому переход Медведева в должность замглавы Совбеза никак не влияет на его лидерство в «Единой России».
Tags: Россия, аналитика, политика и общество, политики, революция
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo margarita_nik august 20, 2018 10:59 7
Buy for 20 tokens
Для тех, кто интересуется этой темой)
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments