irina (margarita_nik) wrote,
irina
margarita_nik

Categories:

"Три храма в сутки — не предел?" Почему православных невозможно сосчитать

Слова патриарха Кирилла о том, что в Русской православной церкви открывают "по три храма в сутки", вызвали бурные споры. Одни говорят, что верующие уже не умещаются в "домах Божиих", другие предрекают "мерзость запустения" тысячам молельных зданий по всей стране. О том, сколько православных храмов нужно россиянам, — в материале РИА Новости.


"Молимся на улице"

Храм Казанской иконы Богоматери хоть и находится на окраине Орска, но по воскресеньям тут не протолкнуться — на службу приходят более 200 человек. Многие приезжают из других микрорайонов.
"Число прихожан мы определяем по причастникам: если человек причащается, значит, он уже сделал серьезный жизненный выбор", — рассказывает настоятель храма священник Максим Бражников.
Но таких не набирается и сотни. Этого для 240-тысячного города, в котором девять храмов, конечно же, мало.

В деревянной церкви Иоанна Кронштадского в Жулебино, на окраине Москвы, по воскресеньям народу тоже полно. Не помогает даже то, что в этот день там совершают две литургии, — так много и тех, кто причащаются, и тех, кто просто молятся.
"У нас на Пасху причащалось 900 человек, в Великий четверг — 800. Причем храм рассчитан максимум на 350 человек, остальные стоят вокруг. А сколько в целом молились, мы даже приблизительно не знаем", — говорит протоиерей Дмитрий Арзуманов.
Поэтому трудно прийти к общему знаменателю, когда речь заходит о том, хватит ли верующих для такого количества храмов.

Пять тысяч на один храм

Только в России, по последним данным, 21 849 православных храмов. А во всем мире у Русской православной церкви, по состоянию на начало этого года, 38 649 храмов. Общий прирост за десять лет — 9 386, как раз "по три храма в сутки".
По информации церковного портала "Приходы", на один храм в среднем приходится 5 540 человек. То есть речь идет о 121 миллионе православных верующих — это 82 процента населения страны (146,7 миллиона, по данным Росстата).

Согласно соцопросам, к православным себя относят 70-75 процентов граждан России. Хотя при этом — вот парадокс! — каждый восьмой из них не верит в Бога, сообщают социологи.
Впрочем, религиозная "плотность" в стране неравномерна. Во многом это зависит от количества и доступности храмов, что видно на конкретных примерах: в столичном районе Жулебино и городе Орске почти одинаковое население (224 и 231 тысячи соответственно). А вот храмов — один против девяти.

И там и там, по словам священников, верующие "мигрируют" между храмами. Но если в Орске многие "не ассоциируют себя с конкретным приходом и посещают разные церкви чисто из интереса", то в Жулебино это вынужденное поведение.
"Наши потенциальные прихожане предпочитают уезжать в центр, где поменьше людей, либо в расположенные неподалеку монастыри — Новоспасский, Перервинский или Угрешский", — отмечает отец Дмитрий.

Как считают православных

Есть еще одна проблема — как понять, сколько среди верующих именно православных? Например, специалисты авторитетного центра Pew, исследуя религиозность европейцев, подметили интересную деталь: в России и странах Восточной Европы, где православных не менее 70 процентов, граждане связывают свою веру с культурно-национальной идентичностью. Более того, согласно исследованию, национальную идентичность в России привязывают к православию даже мусульмане и атеисты.

Если к православным причислять тех, кто сами себя к таковым относят, получится один результат. Если тех, кто знает основы вероучения, — другой. Если тех, кто регулярно причащается, — третий. Как же быть?
"Есть три ключевых критерия. По практической религиозности — это убежденные верующие. По культурной самоидентификации. И третий — по этнической. То есть, если говорить о России, условно это русские, белорусы, часть украинцев, чуваши, удмурты и так далее", — объясняет социолог Роман Лункин.

С точки зрения государства достаточно этнического критерия — по нему к православным относятся где-то 80 процентов граждан. Но для конфессиональных исследователей важна воцерковленность — ведь те же православные храмы регулярно посещают только около 20 процентов россиян.
"Это много и, кстати, легко проверяется на примере преподавания "Основ православной культуры" в школах. В среднем по России 30 процентов родителей выбрали этот предмет для своих детей. Всех этих людей существующие храмы не вместят", — делает вывод эксперт.

"Статистика — не главное"

Как ни странно, сами священнослужители говорят, что статистика, на самом деле, не важна. Так, настоятель храма преподобного Сергия Радонежского в Солнцеве, патриарший пресс-секретарь священник Александр Волков полагает, что большое число прихожан — далеко не всегда благо.

"Мы не можем обратиться к каждому человеку, который приходит в храм, а работаем с массой людей. Но это совсем не то, чем должна заниматься Церковь. Она обращается к каждому конкретному человеку. А для этого священнику нужно увидеть человека, посмотреть ему в глаза, пригласить его на чай, поговорить с ним о его бедах, проблемах, скорбях и радостях. Вот в чем заключается служение Церкви", — уверен он.

"Храмы совсем не пустуют. Если в воскресный день какой-то храм не полон — ну и ладно. Главное, что люди приходят. Нужно понимать, что храмы — это не поликлиники и не школы, поэтому количество прихожан варьируется", — добавляет священник.
Иными словами, "на все воля Божия": то есть в один и тот же храм сегодня могут прийти десять человек, а через месяц — двести. Главное, что есть "созидательный вектор", неподвластный времени.

"Если мы строим дом, он, возможно, развалится через сто лет; если покупаем автомобиль, он лет через десять заржавеет, покупаем булку хлеба — завтра съедим. Но Церковь существует две тысячи лет, а сама религиозная жизнь зародилась вместе с человечеством", — рассуждает известный церковный публицист иеромонах Макарий (Маркиш).
А отец Дмитрий Арзуманов подчеркивает, что для Церкви важны все люди: и те, кто ходят в храмы регулярно, и даже те, кто против их строительства.

"Положение людей может быть настолько тяжелым, что они думают, как выжить, а не о походе в церковь. В такой ситуации человека раздражает все, что может поднять, возвысить. Он озлоблен на весь мир, в том числе на Церковь и даже на самого Бога. Обвинять таких людей я не дерзну. Надо что-то делать. Нужно, чтобы люди видели священника не каким-то привилегированным человеком, а таким же, как они, с такими же нуждами и проблемами. Священник должен быть открыт для общества, а его быт понятен и прост", — заключает протоиерей.
источник
Tags: интересные факты, непонятное, общество, расследования, религия, церковь
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo margarita_nik august 20, 2018 10:59 7
Buy for 20 tokens
Для тех, кто интересуется этой темой)
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments