irina (margarita_nik) wrote,
irina
margarita_nik

Какие услуги не попадут в закон об онлайн-арбитре

Из законопроекта об онлайн-площадке для урегулирования споров между потребителями и продавцами могут исключить некоторые услуги. Например, те, для которых требуется собрать слишком много несетевых доказательств о качестве сервиса

Из-под действия так называемого закона об онлайн-арбитре, который разрабатывается в ходе работы над программой цифровой экономики, могут вывести ряд сервисов. Речь идет об услугах, хотя и заказанных через интернет, но предоставленных в офлайне: жилищно-коммунальных услугах, автомобильных сервисах, перевозке грузов и т.д. Об этом говорится в материалах рабочей группы «Нормативное регулирование», где разрабатывается текст поправок (копия есть у РБК, их подлинность подтвердили три участника обсуждения). В частности, из-под регулирования предлагается вывести одну из самых популярных услуг — онлайн-заказ такси, отметил один из собеседников РБК.

Что такое онлайн-арбитр​

Законопроект «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника» (об онлайн-арбитре), а также поправки в закон «О защите потребителей» разрабатываются для досудебного урегулирования споров в онлайне между потребителями с одной стороны и продавцами товаров, а также компаниями, оказывающими услуги в интернете, — с другой. В числе авторов инициативы — центр компетенции по нормативному регулированию цифровой экономики фонда «Сколково». Предлагается обязать онлайн-магазины, сервисы и маркетплейсы присоединяться к специальному информационному ресурсу, через который можно будет направлять претензии продавцу и привлекать независимых лиц в качестве посредников. Площадка, подключиться к которой сервисы в обязательном порядке будут должны до 1 января 2020 года, будет бесплатной для потребителей, а финансировать ее будут продавцы, говорится в описании проекта (есть в распоряжении РБК). Уже на следующей неделе, 29 августа, рабочая группа должна отправить законопроект в правительство.
Исключить часть сервисов из регулирования авторы вынуждены из-за особенностей сбора доказательств о качестве предоставленной услуги, рассказали собеседники РБК, — многие нарушения потребуют от пользователей большого количества действий офлайн: ​​сбора фотодоказательств, физического наличия договора об оказании услуг (например, для сервисов каршеринга) и т.д. ​

По словам одного из членов рабочей группы, работающей над поправками, из-под действия закона также предлагается вывести финансовые услуги, услуги в сфере связи и другие из тех сфер, в которых существует свое нормативное регулирование. «Финансовые услуги контролируются собственным регулятором — Центробанком, телекоммуникационные услуги — законом «О связи». При этом приложения банков и операторов связи можно отнести к товарным агрегаторам, для контроля над которыми и создается онлайн-площадка», — отметил главный аналитик Российской ассоциации электронной торговли (РАЭК) Карен Казарян.

«Исключить сферу услуг из-под действия законопроекта предлагали, в частности, представители операторов связи (МТС и «МегаФона»), банков (Сбербанка и Газпромбанка), а также представители «Яндекса», — сказал источник, участвующий в обсуждении. Представители «Яндекс.Маркет», AliExpress, крупных операторов связи МТС и «МегаФон», Сбербанка не стали комментировать работу над законопроектом.

Работа с отзывами

Как пояснил РБК директор департамента развития и планирования фонда «Сколково» Сергей Израйлит, недобросовестное исполнение онлайн-сервисами своих обязанностей потенциально влечет несколько рисков — репутационные (если потребитель напишет плохой отзыв о компании) или материальные (штраф от Роспотребнадзора или выплаты по суду). Последнее, как отметил Израйлит, не является в России распространенной практикой при оказании услуг на небольшие суммы, поэтому наиболее эффективным регулятором выступают отрицательные отзывы в интернете. Однако этот механизм подвержен манипуляции: недобросовестные конкуренты зачастую сами пишут плохие отзывы. «[Разрабатываемый рабочей группой] законопроект направлен на создание площадки, где электронные доказательства могут быть юридически значимыми, в том числе при необходимости дальнейшего разрешения спора в суде», — отметил собеседник РБК. При этом Израйлит признал, что, если большая часть документации сервиса находится офлайн, регулировать такую площадку законопроектом нерационально.

Представитель пресс-службы Роспотребнадзора (ведомство также участвует в разработке документа) сообщил, что в текущей редакции законопроект предусматривает, что его действие распространяется на сферу услуг. На все типы услуг или только на какие-то отдельные категории — в службе не уточнили. В ведомстве считают, что сфера услуг для потребителей не менее значима, чем сфера товаров. В частности, потребители жалуются на услуги чаще, чем на розничную торговлю. В течение последних пяти лет доля жалоб на нарушения прав потребителей в сфере услуг от общего количества стабильно высокая: в 2017 году она составила, например, 57,5%, отметил представитель Роспотребнадзора. «В связи с этим онлайн-урегулирование споров, безусловно, должно затрагивать те сферы услуг, в которых заключение и исполнение договора происходит онлайн (формируется электронный документооборот, функционируют учетные, биллинговые и иные информационные системы, в которых накапливаются данные, необходимые для быстрого и эффективного урегулирования спора)», — сказал он.

Споры ​онлайн

По данным Ассоциации компаний интернет-торговли, общий объем рынка интернет-торговли по итогам 2017 года составил 1,04 трлн руб., что на 13% больше, чем годом ранее. Согласно данным «РБК Исследования рынков», если в 2014 году платные интернет-услуги занимали 14,1% рынка e-commerce, то к 2016 году их доля сократилась до 11,8%, хотя в денежном выражении существенных изменений не произошло — около 111–113 млрд руб. Самыми популярными услугами были онлайн-бронирование гостиниц и покупка туров, игры в интернет-казино, заказ страховых полисов и необычных подарков.

По словам Карена Казаряна, площадки для урегулирования споров онлайн существуют во многих европейских странах и их основная цель — упростить взаимодействие между продавцом и покупателем. В Европейском союзе в 2013 году были приняты регламент ЕС «Об урегулировании споров с участием потребителей онлайн» и директива ЕС «Об альтернативном урегулировании споров с участием потребителей», а с 2016-го действует онлайн-платформа для разрешения споров, оператором которой является Еврокомиссия. «Если какие-то онлайн-услуги начнут исключать из-под действия закона из-за того, что споры по ним будет сложно разрешить, возникнет вопрос об эффективности этой площадки», — сказал Казарян. В то же время он согласился, что под понятие «товарные агрегаторы» и под действие закона может попасть большое количество площадок, поэтому необходимо четко прописать, на какие именно услуги он распространяется.

источник
Tags: законы, интересные факты, новинки, новости, технологии
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo margarita_nik august 20, 2018 10:59 7
Buy for 20 tokens
Для тех, кто интересуется этой темой)
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments