irina (margarita_nik) wrote,
irina
margarita_nik

Categories:

История "черных квадратов" и не только

 Ассоциации являются одним из основных механизмов памяти.Представления и понятия, которыми располагает память человека, связаны между собой.Не знаю у кого как,а у меня при упоминании "черного квадрата" в памяти всплывает фамилия "Малевич",и наоборот.Но ведь Малевич изображал квадраты не только "черными",да и не только "квадраты"...

«Несомненно, это и есть та икона, которую господа футуристы предлагают взамен мадонн и бесстыжих венер, это и и есть то „господство над формами натуры“, к которому ведёт... вся наша новая культура... с её машинностью, с её „американизмом“, с её царством... пришедшего Хама.»

Александр Бенуа Если уж речь зашла о "квадратах",то необходимо сказать,что такие "фигуры" можно найти и у других любителей живописи. Мало того - Малевич был далеко не первым,кому "приглянулась" эта "фигура.А вот поди ж ты! О Малевиче и его "черном квадрате" не знает ,наверное,разве что "последний недоросль",а о "первопроходцах черного квадрата" известно широко (как мне кажется) только "в узких кругах" истинных ценителей живописи. Интересно все же "присмотреться" к нему повнимательнее и узнать что-нибудь о его авторах.
Роберт Фладд


Роберт Фладд,
"Великая тьма" 1617 г
Роберт Фладд (1574-1637) – один из прославленных апологетов Розенкрейцерства, один из просвещеннейших людей своего времени, который оставил после себя множество трудов, наполненных и великолепными мыслями, и великолепными художественными аллегориями, изображенными (как предполагается большинством исследователей, самим же автором) в виде гравюр.
Так уж сложилось в истории, что многие оккультисты и мистики, не только XVI-XVII веков, но и более приближенного к нам времени, были докторами. И Роберт Фладд не был исключением: как и все иные доктора – мистики, оккультисты, следующие. Роберт Фладд всю свою жизнь прожил, следуя основополагающим розенкрейцерским принципам, в числе которых находятся
Роберт Фладд
Robert Fludd

алхимик, герметист,
оккультист

неизменное самопожертвование, альтруистическая помощь ближнему, изучение Книги Человека и Книги Природы, а также и просветительская деятельность, направленная на то, чтобы среди своих современников пробудить тех, кто станет, в последствии, преемниками на пути передачи Духовной традиции.
Сочинения Фладда составляют 8 томов - наследие, оставленное Робертом Фладдом, весьма обширно, и довольно значительное место занимают его мистические и оккультные гравюры.
Он писал частью под своим именем, частью под псевдонимом Rudolf Otreb и Joachim Frizius.

Фладд уверен, что его философия представляет изложение откровения, которое было даровано первому человеку и перешло путем предания к Моисею. Христос вторично дал человеческому роду это учение. В древнее время Пифагор, Платон и Гермес Трисмегист, знавшие книгу Моисея, отчасти выразили в своих сочинениях истинную философию, умолчав об источниках её.
Бог есть начало и конец всего; все из него возникает и все к нему возвращается.

Берталь


ФОТО:«Вид на Ла-Хог (ночной эффект),
Жан-Луи Пети» 1843 г. от Р. Х.
"Берталь, известный как карикатурист, портретист, автор черно-белых и цветных иллюстраций книг Андерсена, Дюма, Диккенса, Готорна, Ростопчиной, Перро, где, безусловно, в художнике проявился талант стилиста и «утонченного графика страницы» (настоящее имя Берталя - Д’Арну Шарль Альберт, Bertall – анаграмма имени Albert, псевдоним взят по совету Оноре де Бальзака). В 1843 г. Берталь создал произведение «Вид на Ла-Хог (ночной эффект), Жан-Луи Пети», представляющее черный прямоугольник в горизонтальной позиции, покрытый неясными знаками (так бы мог выглядеть современный ночной снимок из космоса). Ла-Хог (la Hogue) на п-ове Котантен – место, близ которого в мае 1692 г. произошло сражение между объединенным голландско-английским флотом из 148 судов и французским флотом Людовика XIV из 111 судов."

Поль Гюстав Доре

Поль Гюстав Доре — Paul Gustave Dore родился 6 января 1832 года в Страсбурге. В декларации мэрии города от 9 января 1832 года значилось, что у Пьера-Луи-Христофора Доре родился сын, названный Луи-Августом-Гюставом. Отец Доре был инженером, строителем мостов. Он любил читать, и мальчик имел возможность просматривать иллюстрации. Это в значительной мере пробудило в нем влечение к рисованию.
Очень рано Гюстав стал удивлять всех своими недетскими, почти профессиональными рисунками. Он начал рисовать в четыре года, а в десятилетнем возрасте выполнил иллюстрации к «Божественной комедии» Данте.
Не получив специального художественного образования, Густав много времени проводил в залах Лувра, изучая картины старых мастеров, а также часто работал в Национальной библиотеке, где подолгу рассматривал старые гравюры.
Большое событие в жизни молодого художника произошло в конце 1847 года, когда Обер издал альбом его литографий «Подвиги Геркулеса». В предисловии он написал: «Подвиги Геркулеса» задуманы, выполнены и литографированы художником пятнадцати лет, который научился рисовать без учителя и классических штудий. Мы решили сообщить об этом не только с целью вызвать особый интерес публики к работам юного мастера, но также отметить начало пути г-на Доре, который, мы верим в это, достигнет удивительных высот в искусстве».
В 1854 году выходит его первая самостоятельная книга-альбом «История Святой Руси» (полное название «Живописная, драматическая и карикатурная история Святой Руси на основании текстов хроникеров и
историков Нестора, Сильвестра, Карамзина, Сегура и т. д. в 500 рисунках с комментариями» фр. Histoire pittoresque dramatique et caricaturale de la Sainte Russie , d'apres les chroniqueurs et historiens Nestor Nikan Sylvestre Karamsin Segur etc.)
Черный квадрат Гюстава Доре



В подписи к картинке, открывающей альбом, поясняется:«Происхождение российской истории теряется во мраке веков».

Именно с «черного квадрата» начинается сатирическая книга «Живописная история Святой Руси» Г. Доре, появившаяся в разгар Крымской, или, как ее чаще называют на Западе, Восточной кампании. Однако для 22­летнего художника, с пятнадцати лет публиковавшего свои шаржи и карикатуры в популярных парижских журналах, заштрихованный квадратик не был символом непознаваемости окружающего мира, а лишь отображал его представление о зарождении Руси.Любопытно, что в качестве эпиграфа для своего труда Доре выбрал ту же цитату из Горация, что и ранее Пушкин для второй главы «Евгения Онегина»: «O rus!..» («О деревня!»). Обоих привлекло созвучие латинского слова и названия страны. Неслучайно под горациевой строкой Пушкин поставил тогда собственное: «О Русь!»

Политическая карикатура считается одним из сложнейших сатирических жанров, требующих от художника высокого уровня мастерства, обширных знаний, быстрой реакции и, естественно, особого взгляда на происходящее. Судя по «Истории Руси», у молодого тогда еще Доре всё это уже имелось в избытке.
Впрочем, окружающим стремительный взлет художника не казался чем-­то сверхъестественным: все знали, что помимо недюжинных способностей Доре обладал фантастическим трудолюбием. Один из его близких друзей рассказывал: «Я не думаю, что Гюстав спал в среднем более трех часов в сутки. Удивительно, что он не сошел с ума, хотя всё шло к этому. Но он никогда не жаловался ни на какое физическое недомогание, даже на головную боль, но только работал, работал и работал». По словам другого приятеля, Доре вставал очень рано и за одно утро мог сделать до шести рисунков.

Пол Билход

В 1882 году молодой французский писатель и издатель Жюль Леви основал группу "Салон непоследовательных," которая состояла из художников, писателей, поэтов и других представителей парижской богемы конца 19 века. Объединение это не преследовало никаких политических целей. Лозунгом группы была фраза "Искусство непоследовательно", придуманная Леви в пику расхожей фразе "les arts decoratifs". "Салон непоследовательных" насмехался над официальными ценностями через сатиру, юмор, а иногда и грубую шутку. Картины, которые демонстрировались на выставках Салона, были вовсе не "картины" в традиционном понимании. Это были смешные карикатуры, абсурдные кошмары, рисунки, как будто бы нарисованные детьми.

"Ночная драка негров в подвале" 1882 г. от Р. Х.


1 октября 1882 "Салон непоследовательных" открывает в Париже выставку с причудливым названием "Искусство непоследовательных". На выставке были представлены работы шести авторов, которые можно считать предтечей сюрреализма, заявившего о себе 40 лет спустя.

Самой вызывающей среди картин было одноцветное, абсолютно черное изображение, нарисованное поэтом Полом Билходом (Paul Bilhaud), и называлось оно "Ночная драка негров в подвале" (Negroes Fighting in a Cellar at Night).Полотно, далекое от мистики и эзотерики, носило сугубо карикатурный характер.Как выглядела картина, думаю,догадаться не сложно. Такой Черный прямоугольник.
Пол Билход не делал никаких заявлений о концептуальном смысле картины. Никакого предложения вглядеться и найти скрытый смысл черного прямоугольника, обрамленного игривой виньеткой.Просто шуточная картина. Причем шутка не в картине даже, а в ее названии.

Альфонс Алле

Видимо французскому журналисту, писателю и эксцентричному юмористу Альфонсу Алле идея так понравилась, что он не только поддержал ее,но и развил.

Альфонс Алле (фр. Alphonse Allais; 20 октября 1854, Онфлёр (департамент Кальвадос) — 28 октября 1905, Париж) — французский журналист, писатель и эксцентричный юморист, известный своим острым языком и абсурдистскими выходками, на четверть века предвосхитившими известные эпатажные выставки дадаистов и сюрреалистов 1910-х и 1920-х годов.
Также Альфонс Алле известен, как «тайный» родоначальник или предтеча концептуализма и минимализма.
Alphonse Allais - один из основателей группы «Несуразные искусства» (1882-1893), а еще и первый в мире абстрактный художник, - намного раньше Малевича, - работавший в «монохромическом» стиле.

Альфонс Алле практически всю свою жизнь был эксцентричным писателем, эксцентричным художником и эксцентричным человеком. Он был эксцентричен не только в своих афоризмах, сказках, стихах или картинах, но и в повседневном поведении.
За четверть века до Казимира Малевича, Альфонс Алле явился автором произведения, аналогичного знаменитому «Чёрному квадрату».


"Битва негров в пещере темной ночью"

Случилось это в 1883 году.
Как настоящий эксцентричный человек, Альфонс Алле и название своей картине придумал оригинальное.
«Черный квадрат» назывался «Битва негров в пещере глубокой ночью».

Картина была впервые выставлена на выставке «Отвязанного искусства» в Галерее Вивьен.

И это еще не все! Далее появилась на свет целая серия одноцветных полотен разных цветов -белый,красный, синий, зеленый, желтый и серый квадраты - под не менее колоритными названиями.


"Уборка урожая помидоров на берегу Красного моря апоплексическими кардиналами"



"Первое причастие страдающих хлорозом девушек в снежную пору"



"Группа пьяниц в тумане"



"Оцепенение молодых солдат в первый раз видящих лазурь Средиземного моря"



"Сутенеры в самом рассвете сил, пьющие абсент на животах в траве"



"«Возня с охрой желтушных рогоносцев»"

В конце концов в 1897 году Алле издал книгу из 7 картин «Album primo-avrilesque» (Первоапрельский альбом).

Таким образом, за двадцать лет до супрематических откровений Казимира Малевича маститый художник Альфонс Алле стал «неизвестным автором» первых абстрактных картин.
Также Альфонс Алле прославился тем, что почти за семьдесят лет неожиданно предвосхитил минималистическую музыкальную пьесу «4?33?» Джона Кейджа, представляющую собой четыре с половиной «минуты молчания» - сочинил «Траурный марш на смерть великого глухого».

Пожалуй, единственное отличие Альфонса Алле от его последователей заключалось в том, что он, выставляя свои ошеломляюще новаторские работы, нисколько не пытался выглядеть многозначительным философом или серьёзным первооткрывателем.

Литературное творчество Альфонса Алле состоит из афоризмов, рассказов и сказок.
Имея «тяжкую обязанность» вести смехотворную колонку в журналах и газетах, ему и поневоле приходилось чуть ли не через день «смеяться за деньги».
За свою жизнь он сменил семь газет, некоторые имел по очереди, а три — одновременно. Особенно он отметился в масонском журнале кабаре «Чёрный кот» (фр. Le Chat Noir), с которого начал свою нешуточную карьеру и где позднее стал редактором.

Казимир Северинович Малевич

Ну вот,а теперь - по хронологии - и Казимир Малевич...

Казимир Севернович Малевич (11 (23) февраля 1879[1], Киев — 15 мая 1935, Ленинград) — российский и советский художник-авангардист польского происхождения, педагог, теоретик искусства, философ. Основоположник супрематизма — направления в абстрактном искусстве.
Из очерка
"КВАДРАТ"
(Татьяна Толстая):
"В 1913, или 1914, или 1915 году, в какой именно день — неизвестно, русский художник польского происхождения Казимир Малевич взял небольшой холст: 79,5 на 79,5 сантиметров, закрасил его белой краской по краям, а середину густо
замалевал черным цветом. Эту несложную операцию мог бы выполнить любой ребенок — правда, детям не хватило бы терпения закрасить такую большую площадь одним цветом. Такая работа под силу любому чертежнику, — а Малевич в молодости работал чертежником, — но чертежникам не интересны столь простые геометрические формы. Подобную картину мог бы нарисовать душевнобольной — да вот не нарисовал, а если бы нарисовал, вряд ли у нее были бы малейшие шансы попасть на выставку в нужное время и в нужном месте.

Проделав эту простейшую операцию, Малевич стал автором самой знаменитой, самой загадочной, самой пугающей картины на свете — «Черного квадрата». Несложным движением кисти он раз и навсегда провел непереходимую черту, обозначил пропасть между старым искусством и новым, между человеком и его тенью, между розой и гробом, между жизнью и смертью, между Богом и Дьяволом. По его собственным словам, он «свел все в нуль». Нуль почему-то оказался квадратным, и это простое открытие — одно из самых страшных событий в искусстве за всю историю его существования."


Казимир Малевич
Чёрный супрематический квадрат, 1915
Холст, Масло. 79,5?79,5 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва


Об этом дне сам автор картины говорил:…«Я долгое время не мог ни есть, ни спать я сам не понимал, что такое сделал»…, т.е. он (по крайней мере - сознательно) никакого филосовского смысла в свое произведение не вкладывал,да и толчком для написания картины послужили рисунки, выполненные для второго издания либретто «Победа над солнцем»-футуристической оперы Михаила Матюшина и Алексея Кручёных.
Из очерка Татьяны Толстой :"Малевич и сам понял, что он сделал. За год-полтора до этого знаменательного события он участвовал вместе со своими друзьями и единомышленниками, в первом всероссийском съезде футуристов — на даче, в красивой северной местности, — и они решили написать оперу «Победа над Солнцем» и там же, на даче, немедля принялись за ее осуществление. Малевич оформлял сцену. Одна из декораций, черно-белая, чем-то напоминающая будущий, еще не родившийся квадрат, служила задником для одного из действий. То, что тогда вылилось из-под его кисти само собой, бездумно и вдохновенно, позже в петербургской мастерской вдруг осозналось как теоретическое достижение, последнее, высшее достижение, — обнаружение той критической, таинственной, искомой точки, после которой, в связи с которой, закоторой нет и не может быть больше ничего. Шаря руками в темноте, гениальной интуицией художника, пророческой прозорливостью Создателя он нащупал запрещенную фигуру запрещенного цвета — столь простую, что тысячи проходили мимо, переступая, пренебрегая, не замечая…
Но и то сказать, немногие до него замышляли «победу над Солнцем», немногие осмеливались бросить вызов Князю Тьмы. Малевич посмел — и, как и полагается в правдивых повестях о торговле с Дьяволом, о возжаждавших Фаустах, Хозяин охотно и без промедления явился и подсказал художнику простую формулу небытия."
Видимо осознание (или - рождение?) собственной филосоии своего "квадрата" произошло к концу 1915 года...Из очерка Татьяны Толстой :"В конце того же 1915 года — уже вовсю шла Первая мировая война — зловещее полотно было представлено среди прочих на выставке футуристов. Все другие работы Малевич просто развесил по стенам обычным образом, «Квадрату» же он предназначил особое место. На сохранившейся фотографии видно, что «Черный квадрат» расположен в углу, под потолком — там и так, как принято вешать икону. Вряд ли от него — человека красок — ускользнуло то соображение, что этот важнейший, сакральный угол называется «красным», даром что «красный» означает тут не цвет, а «красоту». Малевич сознательно вывесил черную дыру в сакральном месте: свою работу он назвал «иконой нашего времени». Вместо «красного» — черное (ноль цвета), вместо лица — провал (ноль линий), вместо иконы, то есть окна вверх, в свет, в вечную жизнь — мрак, подвал, люк в преисподнюю, вечная тьма."
Вся философия Малевича умещается в его фразе:"«Я — начало начал. Черный квадрат — зародыш всех возможностей»"
Из воспоминаний художественного критика Пунина о борьбе между Малевичем и его сотоварищем Татлиным, между супрематизмом и конструктивизмом:"«Они делят, ни много ни мало, — Вселенную, — говорил художественный критик Пунин. — Татлин обычно закреплял за собой Землю, пытаясь столкнуть Малевича в небо». Да, Казимир Малевич считал, что искусство должно покинуть Землю, как «дом, изъеденный шашлями», а Татлин искал искусство, приносящее пользу миру и людям.
Оба видели себя творцами нового мира. Казимир Малевич разрушил понимание картины как окна в предметный мир. Он создал первое окно в Ничто, выход в Пустоту — в то пространство, из которого появляются и куда уходят все вещи.
«Я — начало начал. Черный квадрат — зародыш всех возможностей», — провозгласил Малевич. Тогда я спросил Казимира Севериновича: «Откуда такое прозрение?» Он мне ответил: «Я ничего не придумал, я только ощутил в себе ночь, а в ней увидел новое»."
А. Бенуа, современник Малевича, сам великолепный художник и критик искусства, писал о картине: «Черный квадрат в белом окладе — это не простая шутка, не простой вызов, не случайный маленький эпизодик, случившийся в доме на Марсовом поле, а это один из актов самоутверждения того начала, которое имеет своим именем мерзость запустения и которое кичится тем, что оно через гордыню, через заносчивость, через попрание всего любовного и нежного, приведет всех к гибели».


Авторские повторения:
Картина «Черный квадрат» Малевича,по традиции считающаяся той самой, что висела на выставке «0.10» и теперь хранится в Третьяковской галерее,является не единственным его «Черным квадратом». Известны еще три варианта авторского повторения картины.


"Черный квадрат". Около 1923. Работа выполнена совместно с А. Лепорской, К. Рождественским, Н.Суетиным.

Государственный Русский музей


"Черный квадрат". 1929 год.Государственная Третьяковская галерея



"Чёрный квадрат". Рубеж 1920-х - 1930-х гг. Государственный Эрмитаж.


Все четыре варианта «Черного квадрата» различаются рисунком, фактурой и цветом.
Второй «Черный квадрат» стал частью триптиха, исполненного в 1923 г., чтобы быть выставленным на биеннале в Венеции. Размеры второго варианта — 106 на 106 см. Все части триптиха 1923 г. отличались от оригинала 1915 года и размером, и пропорциями; это были совершенно новые «Квадрат», «Круг» и «Крест». В марте 1936 г. вместе с другими 80-ю картинами Малевича эти три работы были переданы его женой, Н. А. Малевич, в Русский музей. Третий вариант написан в 1929 г. и является точным авторским повторением основной работы — первого «Черного квадрата» для своей персональной выставки, готовившейся в Третьяковской галерее. «По легенде, это было сделано по просьбе тогдашнего заместителя директора ГТГ Алексея Федорова-Давыдова из-за плохого состояния „Черного квадрата“ 1915 года… Художник написал ее непосредственно в залах музея; и при работе позволил себе незначительные изменения в пропорциях, чтобы картины не выглядели абсолютными близнецами.».
Четвертый вариант мог быть написан в 1932 году, его размер 53,5 на 53,5 см. Он стал известен значительно позднее, в 1993 году, когда неизвестный принес его в самарское отделение Инкомбанка в качестве залога за кредит. Впоследствии картина стала собственностью банка. После разорения Инкомбанка в 1998 году картина Малевича стала главным активом в расчетах с кредиторами. "В 2002 г. по договоренности с правительством России «Черный квадрат» был снят с открытых торгов и за 1 миллион долларов был приобретён бизнесменом Владимиром Потаниным, с целью передачи его на постоянное хранение в Эрмитаж… Известны также многочисленные рисунки Малевича с черным квадратом. Квадрат включается и в супрематические многофигурные композиции Малевича.

Разумеется ,очень хотелось бы понять и "прочувствовать" скрытый,но "громогласно" провозглашенный автором филосовский смысл картины - « Черный квадрат — зародыш всех возможностей». Однако ... Читая отзывы восторженных(!?) сторонников Малевича,для которых этот сокровенный смысл не остался (якобы?) тайной,невольно ощущаешь то ли чужую заумь.то ли собственную неполноценность...
«Геометрия Малевича.. удивляет мощью личной, по сути ни с чем не сравнимой образно-пластической экспрессии. Живопись Малевича поражает динамизмом, которым пронизаны все супрематические формы и прежде всего внешне статичный „ Чёрный квадрат“. (Андреева Е. Казимир Малевич. Чёрный квадрат. СПб. 2010. С. 15.) Но в чем же здесь заключена "мощь экспрессии",то есть "выразительность; яркое, значительное проявление чувств, настроений, мыслей"??! Да и "динамизм"...
Но чтение отзывов Пунина,А.Бенуа и других критиков Малевича довольно неплохо "излечивает" в этом случае от собственных комплексов.
"Спасает" чтение отзывов Пунина,А.Бенуа и других критиков Малевича - они довольно неплохо "излечивают" в этом случае от собственных комплексов.
Встречалось и такое мнение :"Искусство живописи и рисунка является, по сути своей, враньём очень высокой пробы. Ведь художник обманывает глаз зрителя. На двухмерной плоскости он рисует трёхмерные объекты. А вот квадрат Малевича не врёт. На плоской поверхности нарисован плоский предмет. Правдивая картина." Вот так! И логика в этом случае бессильна!

Не остаться ли каждому любителю живописи при своем убеждении - видеть то,что ему видится и хочется видеть.Примерно,как в анекдоте: "- Что это? - спросил Учитель, глядя на чистый листок бумаги ученика. Что ты изобразил здесь?
- Это? Это корова ест траву на лужайке.
- Я не вижу никакой травы. В нашем мире трава - зеленого цвета.
- Конечно ! Ведь ее всю съела корова !
- Но я не вижу здесь и коровы !
- А чего ей здесь делать? Съела траву и ушла."

И надо бы добавить,что Казимир Малевич,как и его предшественники,не ограничивался одним черным цветом - есть у него и другие "квдраты":


Казимир Малевич
Красный квадрат, 1915 Холст, масло. 53?53 см
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

«Красный квадрат» — картина Казимира Малевича, написанная в 1915 году. Название на обороте «Женщина в двух измерениях». Представляет собой красный четырёхугольник на белом фоне, несколько отличающийся по форме от квадрата.
Экспонировался на выставке 1915 года. В каталоге выставки 1915 года он получил второе название — «Живописный реализм крестьянки в двух измерениях».

В 1920 году Малевич писал об этой картине, что «в общежитии он получил ещё значение» «как сигнал революции».

Казимир Малевич, «Белое на белом», 1917, холст, масло 78,7х78,7 см
Museum of Modern Art
США, Нью-Йорк
[отсюда]http://gutman38.narod.ru/
PS немного исправила орфографию авторского текста, а пробелы не стала трогать, некогда)))
Tags: интересно, история, полезное, художники
Subscribe

Posts from This Journal “художники” Tag

promo margarita_nik august 20, 2018 10:59 4
Buy for 20 tokens
Для тех, кто интересуется этой темой)
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments